Справка на совещании при начальнике «Готовность ОУ к внедрению ФГОС ООО в рамках эксперимента»
31.10.2013
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Амурской области от 07.05.2013 № 514 «Об участии в 2013/14 учебном году в эксперименте по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказа отдела образования администрации Михайловского района от 25.05.2013 № 213-а «О введении ФГОС ООО» в октябре был проведён анализ готовности МОБУ «Поярковская СОШ № 2» и МОУ «Димская СОШ» к внедрению ФГОС ООО в рамках эксперимента.
Цель: выявить степень готовности ОУ к внедрению ФГОС ООО.
Анализ проводился на основе изучения дорожных карт ОУ, нормативных документов, методических материалов, наблюдений, собеседований с участниками образовательного процесса, результатов деятельности районной методической службы.
В ходе исследования было выявлено следующее.
С целью оказания методической помощи экспериментальным школам в районе была создана рабочая группа по подготовке к внедрению и реализации ФГОС ООО, в состав которой вошли педагоги первой и высшей квалификационной категории, руководители из ОУ района, методисты МУ «МЦ». Вместе с тем районной методической службой был разработан план методического сопровождения эксперимента по опережающему введению ФГОС ООО в 2013-2014 учебном году, являющимся основным документом деятельности рабочей группы. Данные документы размещены на сайте отдела образования (раздел ФГОС).
С 1 сентября 2013 года пилотные школы приступили к внедрению ФГОС ООО. В эксперименте участвует 5 класс МОУ «Димская СОШ», два пятых и два шестых класса МОБУ «Поярковская СОШ № 2». Практически все педагоги, работающие в данных классах прошли курсы повышения квалификации по теме «Организация образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» При этом два педагога из МОУ «Димская СОШ» не обучались по данной проблеме, так как заочно обучаются в Педагогическом университете. В этом учебном году планируется обучение данных педагогов при ГОАУ ДПО Амурском областном ИРО.
В ходе изучения нормативно-правовой документации, регламентирующей внедрение и реализацию новых образовательных стандартов, было выявлено: в МОБУ «Поярковская СОШ № 2» имеется вся необходимая нормативно-правовая база, однако требует доработки и корректировки. В МОУ «Димская СОШ» - находится в стадии разработки, учебный план требует корректировки.
Обе школы не в полном объёме обеспечены учебно-методическими комплектами. В МОБУ «Поярковская СОШ № 2», в связи с поступлением новых учащихся в пятые классы, недостаёт 10 учебников «Древний мир» (автор Уколова В.И.). Дозаказ данных учебников был сделан в Министерство образования и науки Амурской области и ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования 28 октября. В МОУ «Димская СОШ» УМК поступил с опозданием.
Психолого-педагогическое сопровождение стандарта осуществляется педагогами и классными руководителями в МОБУ «Поярковская СОШ № 2», МОУ «Димская СОШ», и педагогом-психологом в МОБУ «Поярковская СОШ № 2». Ими сформирован пакет психолого-педагогического инструментария. В своей работе используют авторские диагностики, опросники, мониторинг УУД. При этом ещё нет единой системы мониторинга и обработки информации.
Модель организации внеурочной деятельности в основной школе осуществляется по типу соединения оптимизационной модели и модели дополнительного образования. В школах используются внутренние кадровые ресурсы без привлечения педагогов из учреждений дополнительного образования. Внеурочные часы реализуются через дополнительные образовательные программы школы.
Материально-техническое и учебно-информационное оснащение учебной и внеурочной деятельности не в полном объёме соответствует требованиям ФГОС. Кабинеты пилотных школ нуждаются в учебном и компьютерном оборудовании, информационных ресурсах (лаборатории, высокоскоростной Интернет, локальная сеть, автоматизированные рабочие места, медиатеки, электронные библиотеки)
В период подготовки к апробации новых стандартов, в школах осуществлялось информационное обеспечение. До родительской общественности была доведена информация о реализации эксперимента в новом учебном году через родительские собрания. Однако на сайтах учреждений данная информация отсутствует. Отсутствуют также информационные стенды.
Что касается компетентностей кадров, то можно сказать, что педагоги в разной степени владеют ИКТ технологиями. Не все - проектной и исследовательской деятельностью, почти все учителя МОУ «Димская СОШ» не имеют опыта организации исследовательской деятельности. Так как в основу ФГОС лежит системно-деятельностный подход, то педагоги только начинают изучать и внедрять в практику работы данную педтехнологию.
ВЫВОД: МОБУ «Поярковская СОШ № 2» и МОУ «Димская СОШ» готовы к внедрению ФГОС ООО частично.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Районной методической службе продолжить научно-методическое
сопровождение эксперимента, оказывать помощь пилотным школам через работу районной рабочей группы, методических объединений, семинаров (проблемных, семинаров-практикумов)
2. Пилотным школам привести нормативно-правовую базу в
соответствие с требованиями ФГОС (до 30 ноября)
3. Пройти курсовую подготовку по ФГОС ООО в 2013 году педагогам
МОУ «Димская СОШ» Лукашовой Е.С., Устиновой Н.Р.
4. МУ «Методический центр» оказать содействие в обеспечении
МОБУ «Поярковская СОШ № 2» недостающими учебниками.
5. Руководителям МОУ «Димская СОШ» и МОБУ» Поярковская
СОШ № 2» способствовать созданию условий для пополнения учебно-материальной и информационно-технической базы согласно требованиям ФГОС ООО.
6. Заместителям директоров по УВР пилотных школ включить в план
методической работы мероприятия по изучению системно-деятельностного подхода в обучении, проектной и исследовательской деятельности.(до 30 ноября)
7. Пилотным школам организовать информационное сопровождение о
реализации эксперимента по внедрению ФГОС ООО через сайты учреждения и информационные стенды. (до 30 ноября)
Справку составил директор МУ
«Методический центр» Вжещ Е.В.
31.10.2013.