Справка
на совещании при начальнике «Готовность ОУ к внедрению ФГОС ООО в рамках
эксперимента»
31.10.2013
В соответствии с приказом Министерства
образования и науки Амурской области от 07.05.2013 № 514 «Об участии в 2013/14
учебном году в эксперименте по введению федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», приказа отдела
образования администрации Михайловского района от 25.05.2013 № 213-а «О
введении ФГОС ООО» в октябре был
проведён анализ готовности МОБУ «Поярковская СОШ № 2» и МОУ «Димская СОШ» к
внедрению ФГОС ООО в рамках эксперимента.
Цель:
выявить степень готовности ОУ к
внедрению ФГОС ООО.
Анализ проводился на основе изучения
дорожных карт ОУ, нормативных документов, методических материалов, наблюдений,
собеседований с участниками образовательного процесса, результатов деятельности
районной методической службы.
В ходе исследования было выявлено следующее.
С целью оказания методической помощи экспериментальным
школам в районе была создана рабочая группа по подготовке к внедрению и
реализации ФГОС ООО, в состав которой вошли педагоги первой и высшей квалификационной
категории, руководители из ОУ района, методисты МУ «МЦ». Вместе с тем районной
методической службой был разработан план методического сопровождения
эксперимента по опережающему введению ФГОС ООО в 2013-2014 учебном году,
являющимся основным документом
деятельности рабочей группы. Данные документы размещены на сайте отдела
образования (раздел ФГОС).
С 1 сентября 2013 года пилотные школы приступили к внедрению ФГОС
ООО. В эксперименте участвует 5 класс
МОУ «Димская СОШ», два пятых и два
шестых класса МОБУ «Поярковская СОШ № 2». Практически все педагоги, работающие
в данных классах прошли курсы повышения квалификации по теме «Организация
образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» При этом два педагога
из МОУ «Димская СОШ» не обучались по данной проблеме, так как заочно обучаются
в Педагогическом университете. В этом учебном году планируется обучение данных
педагогов при ГОАУ ДПО Амурском областном ИРО.
В ходе изучения нормативно-правовой документации,
регламентирующей внедрение и реализацию новых образовательных стандартов, было
выявлено: в МОБУ «Поярковская СОШ № 2» имеется вся необходимая нормативно-правовая
база, однако требует доработки и корректировки. В МОУ «Димская СОШ» - находится
в стадии разработки, учебный план требует корректировки.
Обе школы не в полном объёме обеспечены
учебно-методическими комплектами. В МОБУ «Поярковская СОШ № 2», в связи с поступлением
новых учащихся в пятые классы, недостаёт 10 учебников «Древний мир» (автор
Уколова В.И.). Дозаказ данных учебников был сделан в Министерство образования и
науки Амурской области и ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития
образования 28 октября. В МОУ «Димская СОШ» УМК поступил с опозданием.
Психолого-педагогическое сопровождение стандарта
осуществляется педагогами и классными руководителями в МОБУ «Поярковская СОШ №
2», МОУ «Димская СОШ», и педагогом-психологом в МОБУ «Поярковская СОШ № 2». Ими
сформирован пакет психолого-педагогического
инструментария. В своей работе используют авторские диагностики,
опросники, мониторинг УУД. При этом ещё нет единой системы мониторинга и
обработки информации.
Модель организации внеурочной деятельности в основной
школе осуществляется по типу соединения
оптимизационной модели и модели дополнительного образования. В школах
используются внутренние кадровые ресурсы без привлечения педагогов из
учреждений дополнительного образования. Внеурочные часы реализуются через
дополнительные образовательные программы школы.
Материально-техническое и учебно-информационное
оснащение учебной и внеурочной деятельности не в полном объёме соответствует
требованиям ФГОС. Кабинеты пилотных школ
нуждаются в учебном и компьютерном
оборудовании, информационных ресурсах (лаборатории, высокоскоростной Интернет,
локальная сеть, автоматизированные рабочие места, медиатеки, электронные
библиотеки)
В период подготовки к апробации новых стандартов, в
школах осуществлялось информационное обеспечение. До родительской
общественности была доведена информация о реализации эксперимента в новом
учебном году через родительские собрания. Однако на сайтах учреждений данная
информация отсутствует. Отсутствуют также информационные стенды.
Что касается
компетентностей кадров, то можно сказать, что педагоги в разной степени владеют ИКТ
технологиями. Не все - проектной и исследовательской деятельностью, почти все
учителя МОУ «Димская СОШ» не имеют опыта организации исследовательской
деятельности. Так как в основу ФГОС лежит системно-деятельностный подход, то
педагоги только начинают изучать и внедрять в практику работы данную
педтехнологию.
ВЫВОД: МОБУ «Поярковская СОШ № 2» и МОУ «Димская СОШ»
готовы к внедрению ФГОС ООО частично.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. Районной методической службе
продолжить научно-методическое
сопровождение
эксперимента, оказывать помощь пилотным школам через работу районной рабочей
группы, методических объединений, семинаров (проблемных, семинаров-практикумов)
2. Пилотным школам привести нормативно-правовую
базу в
соответствие
с требованиями ФГОС (до 30 ноября)
3. Пройти курсовую подготовку по ФГОС
ООО в 2013 году педагогам
МОУ «Димская
СОШ» Лукашовой Е.С., Устиновой Н.Р.
4. МУ «Методический центр» оказать
содействие в обеспечении
МОБУ
«Поярковская СОШ № 2» недостающими учебниками.
5. Руководителям МОУ «Димская СОШ» и
МОБУ» Поярковская
СОШ № 2» способствовать
созданию условий для пополнения учебно-материальной и информационно-технической
базы согласно требованиям ФГОС ООО.
6. Заместителям директоров по УВР
пилотных школ включить в план
методической
работы мероприятия по изучению системно-деятельностного подхода в обучении,
проектной и исследовательской деятельности.(до 30 ноября)
7. Пилотным школам организовать
информационное сопровождение о
реализации
эксперимента по внедрению ФГОС ООО через сайты учреждения и информационные
стенды. (до 30 ноября)
Справку
составил директор МУ
«Методический центр» Вжещ Е.В.
31.10.2013.
|